В августе 1906 года купец второй гильдии В. Колбин внёс в городскую думу предложение о постройке трамвая, но до революции трамвайное движение так и не было открыто.
1931 17 августа. Газета «Челябинский рабочий» помещает объявление:
«С 16 по 27 августа 1931 года коммунальный трест проводит набор на курсы вагоновожатых трамвая. Курсы организуются в городе Свердловске. Срок обучения 2 месяца. Принимаются лица обоего пола в возрасте от 20 до 35 лет»
1932 5 января. В этот день произведена обкатка трамвайной линии от Вокзала до ул. К. Маркса. В этот же день была проведена обкатка путей от Вокзала до рабочего поселка ЧЭМК.
6 января на всем протяжении по ул. Цвиллинга, К.Маркса, Российской до ЧГРЭСа (пос. Ферросплавный) началось пассажирское движение трамвайного маршрута №1 по вновь построенной однопутной трамвайной линии.
Производственная база к началу 1932 г.:
- протяженность трамвайных путей – 6,2 км.
- инвентарь вагонов – 2 моторных вагона серии «Ф» с двухсторонним управлением, позаимствованные в г. Свердловске. До конца года инвентарь возрастает до 22 единиц.
- дощатый сарай на углу улиц Российской и Труда для осмотра вагонов.
- тяговая подстанция, расположенная в здании бывшей городской электростанции по ул.Труда, 66. Численность персонала – 40 человек.
1933 Рабочие треста «Коммунстрой» с активной помощью бойцов местного гарнизона заканчивают строительство трамвайной линии от ул. Российской до ЧТЗ. 1 мая, в торжественной обстановке, тракторостроители встречают первый трамвай маршрута №2 «Вокзал - ЧТЗ».
5 ноября. Вводится в эксплуатацию однопутная трамвайная линия до «Станкостроя».
Для улучшения условий ремонта вагонов, в здании бывшей городской электростанции (улица Труда, 66) размещается временное трамвайное депо на шесть вагономест.
1934 Январь. Челябинск становится областным центром Южного Урала. С небывалыми темпами застраивается город. Ленинградские зодчие закладывают основы Площади Революции и пр. Ленина.
Широким фронтом развертываются работы по строительству и вводу в эксплуатацию трамвайных путей. Согласно постановлению Совета народных комиссаров СССР строятся и вводятся в эксплуатацию вторые трамвайные пути к «Станкострою».
Горисполком с участием дирекции «Цинкострой» построили и ввели в эксплуатацию трамвайную линию по ул. Рабоче-Крестьянской (Кирова) от ул. К.Маркса до ул. Кирпичной (ныне пр. Победы).
1935 На площади Ярославского хозспособом построено внутригородское трамвайное кольцо.
22 марта постановлением №67 Президиума Горсовета утверждается маршрутная схема движения трамваев.
Текст постановления:
«Об изменения маршрутов движения трамвая».
Во исполнение наказов избирателей о лучшем обслуживании трамвайным движением ЧТЗ, ЧЭМК и Станкостроя, - изменить существующий маршрут движения и утвердить рассмотренный Транспортной секцией Горсовета следующие маршруты движения трамвая:
1. Площадь Ярославского – ЧЭМК (6 мот. вагонов)
2. Площадь Ярославского – ЧТЗ (7 мот. вагонов)
3. Вокзал – Заречье (6 мот. вагонов)
4. Площадь Ярославского – Станкострой (6 мот. вагонов)
Обязать Управляющего Трамвайным трестом г. Кайгородова ввести в жизнь данную маршрутизацию с 1 апреля с/г.
26 апреля – утверждаются Правила проезда в трамваях города Челябинска.
1936 Вводится в эксплуатацию трамвайная линия до Центрального стадиона. В дни массовых гуляний к стадиону направляются трамваи со всех маршрутов города.
1937 Все трамвайные пути города стали двухколейными.
1938 Вводятся в эксплуатацию трамвайные линии: от ул. Кирова до Кислородного завода (5,6 км), от ул. Труда по Свердловскому проспекту до Областной больницы (7,9 км). Открытие маршрута №6.
Для создания условий содержания вагонов в технически исправном состоянии хозспособом трамвайный трест с помощью тракторного завода построили и ввели в эксплуатацию трамвайное депо №1 по ул. 1-ой Пятилетки.
1939 Существует 9 маршрутов, одновременно ходит около 90 вагонов.
1941 Протяженность трамвайных путей 49,1 км, 72 вагона.
1947 ЧТТУ получает из Усть-Катава опытный поезд КТМ-1/КТП-1.
Решением ГК КПСС и Горисполкома все неходовые трамвайные вагоны и троллейбусные машины направляются на промышленные предприятия города для восстановительного ремонта.
Решением Облисполкома ЧТТУ выделяется в Саткинском лесничестве лесоучасток с правом ежегодной вырубки 2000 фестметров деловой древесины для частичной заготовки шпал и ремонта жилого фонда.
ЧМЗ заканчивает строительство и вводит в эксплуатацию трамвайную линию от Заводоуправления до ж/д линии ЛКЗ (Лакокрасочный завод) протяженностью 18,7 км. Трамвайное хозяйство подчинили ж/д цеху ЧМЗ на правах участка.
1948 Постановлением Совета министров СССР вводится единый тариф оплаты проезда на трамвае и троллейбусе:
- трамвай в черте города – 3 копейки
- трамвай за чертой города – 5 копеек
- троллейбус по сложившемуся тарифу, но не выше 5 копеек.
Поучастковая оплата проезда отменяется.
Октябрь. Создан ремонтный трамвайный участок – небольшое деревянное строение, располагавшееся неподалеку от здания заводоуправления ЧМЗ. Парк подвижного состава насчитывал семь вагонов МТВ-2 рижского производства и один – серии «Х».
Ходили эти вагоны по единственному в районе маршруту – «Першино – ЧМЗ».
1949 Заканчивается реконструкция здания цеха Завода им. Колющенко под вагоноремонтные мастерские (ВРМ) ЧТТУ.
Завершена маршрутная линия 12-м-та в направлении трубопрокатного завода.
5 ноября – вводится в эксплуатацию однопутная трамвайная линия Челябинск – Копейск с двумя разворотными кольцами по обеим сторонам ж/д линии М.П.С.
1950 В трамвайное депо ЧМЗ поступило 12 вагонов марки КТМ-1/КТП-1. К этому времени трамваи ходили по маршруту «ЧМЗ - Кислородный завод». Кому нужно было в город – пересаживались в этом месте на другой транспорт.
1952 Для увеличения инвентаря вагонов из Москвы, Куйбышева, Тулы и Златоуста подобраны и доставлены 36 ранее списанных вагонов. Все они были восстановлены и пущены в эксплуатацию.
1953 Для улучшения регулярности движения на перекрестке улиц К. Маркса и Цвиллинга хозспособом построен центральный диспетчерский пункт.
Количество вагонов – 156.
1954 Для повышения маневренности вагонов и обеспечения их прямого движения из Зареченского района в ПКиО на перекрестке улиц Труда и Кирова произведена реконструкция узла трамвайных путей.
1955 В связи с открытием оперного театра действующее трамвайное кольцо на ул.Ярославского демонтируется и вместо него прокладывается трамвайная линия по ул. Труда, образуя внутригородское кольцо по ул. Цвиллинга, Труда, Российской, К.Маркса.
В районе вокзала вводится в эксплуатацию тяговая подстанция №3 мощностью 1800 квт.
Вводится в эксплуатацию путепровод через Свердловскую ж/д линию. ЧТТУ и ЧМЗ организовывают совместную эксплуатацию маршрута №3 от Вокзала до ЧМЗ.
1956 ЧМЗ приступил к строительству трамвайных путей по периметру завода. Вводится в эксплуатацию трамвайная линия до Копрового цеха завода.
1957 Заканчивается реконструкция трамвайного депо №1. К главному корпусу пристраивается секция №3, блок административно-бытовых помещений и малярный цех. Расширяется веер стоянки вагонов на 200 единиц. К действующим вагоноремонтным мастерским пристраивается кузовной цех на 6 рабочих мест.
По пр. Победы от ул. Кирова до ул. Российской по мосту через реку Миасс прокладывается соединительная трамвайная линия, образуя большое внутригородское кольцо.
1959 Решением Горисполкома трамвайное хозяйство ЧМЗ передается в ведение трамвайно-троллейбусного управления.
1961 С участием промышленных предприятий Ленинского района вводится в эксплуатацию 2-ая колея трамвайного маршрута №12 по ул. Гагарина до Смолеозерного поселка. Вводится в эксплуатацию тяговая подстанция №6 и реконструируется подстанция №8.
С вводом путепровода в 1961 г. пассажиры получили возможность ездить на трамвае в Копейск без пересадки.
Протяженность контактной сети трамвая к концу 1961 г. составила 115 км (в однопутном исчислении).
1962 С участием промышленных предприятий Тракторозаводского района вводится трамвайная линия по ул. Горького до ул. Лермонтова.
В Калининском районе вводится в эксплуатацию трамвайная линия от ул. Лермонтова по ул. Горького, проспекту Победы до улицы Российской.
Открыты кольцевые маршруты 4 и 5 – «Вокзал – Никольская Роща».
1963 В Ленинском районе по ул. Гагарина вводится в эксплуатацию тяговая подстанция №11.
Хозспособом построен и введен в эксплуатацию двухэтажный дом №20. В районе ЧТЗ вводится подстанция №12.
К трамвайному депо №1 хозспособом с северной стороны пристраивается ремонтный цех.
ЧТТУ первое после Москвы переходит на бескондукторное обслуживание пассажиров. Была проведена большая предварительная работа. Кассовый сбор резко возрос. Условно высвобождено 1225 человек.
1964 Вводится в эксплуатацию трамвайная линия до НЗС (сейчас ЦХП) с тяговой подстанцией №13. На этой линии впервые смонтирована грузовая компенсация тяжения контактных проводов.
1965 На базе ЧТТУ в помещении дома №20 создается ГПТУ-86 для подготовки водителей и слесарей-ремонтников горэлектротранспорта. Ежегодно училище готовит более 300 молодых специалистов.
По ул. Российской вводится в эксплуатацию тяговая подстанция №15.
Построена хозспособом в районе ЧТЗ диспетчерская трамвая.
1966 Декабрь - подписан акт госкомиссии о приемке в эксплуатацию трамвайного депо №2 на 150 вагонов.
1967 26 января – открытие трамвайного депо №2. Первый вагон на линию вывела молодой водитель Лошкарева В.П.
Инвентарь вагонов – 82 вагона (КТМ-2)
22 апреля – пуск 2-ой очереди (182 вагона).
На территории трамвайного депо №2 вводится тяговая подстанция №17, на которой впервые, вместо ртутных устанавливаются кремниевые выпрямители. В последующие пять лет на всех подстанциях ртутные выпрямители заменяются кремниевыми.
Перевозка пассажиров в 1967 г. – 46726,5 тыс. пасс.
1968 Демонтируется ж/д линия, пересекающая ул. Гагарина. Это дало возможность соединить трамвайные пути ул. Гагарина с общегородскими маршрутами.
Апрель - открытие маршрута №8.
1970 19 марта - на улицы города выходит новый трамвайный вагон – «Урал», серии КТМ-5. Управляла первым вагоном водитель Лошкарева В.П.
10 апреля - вводится в эксплуатацию трамвайная линия до КХЦ, с тяговой подстанцией №21. Открыт 10 маршрут до Коксохима.
8 июля - вводится в эксплуатацию трамвайная линия по пр. Победы в Северо-Западном районе. Пускается движение трамваев по маршрутам № 14, 15, 16 на ЧМЗ, ЧТЗ, Вокзал.
Маршрут №13 объединен с Челябинской трамвайной сетью. Новая трасса «КБС – Копейск» (без пересадки).
1971 Протяженность контактной сети трамвая - 176 км.
1974 Декабрь – открытие маршрута №17 - «Северо-Запад – Медгородок».
1976 Февраль – закрыт копейский участок маршрута №13.
1978 Апрель – открытие маршрута №18 - до Никольской Рощи.
Весь подвижной состав состоит из вагонов КТМ-5.
1979 Завершается реконструкция трамвайного депо №1 с вводом в эксплуатацию цеха планового ремонта и четырехэтажного административно-бытового корпуса.
23 февраля - открытие маршрута №19.
1980 Вводятся в эксплуатацию тяговая подстанция № 30 по ул. Косарева, тяговая подстанция № 31 на Комсомольской площади и тяговая подстанция № 32 по ул. Ферросплавной. Это позволило увеличить размеры движения, оборудовать сдвоенные поезда, обеспечить перевозку в пиковые часы.
1983 С 1 января весь подвижной состав трамвайных и троллейбусных депо переходит на бескассовый метод обслуживания пассажиров.
1989 Троллейбусное депо №2 и трамвайное депо №1 начали сотрудничество с различными организациями по размещению рекламы на подвижном составе.
1990 Инвентарь вагонов – 169 вагонов.
Перевозка пассажиров – 79086,0 тыс. пасс.
1991 Продлена трамвайная линия до СПЦ-6 ЧМК с пуском тяговой подстанции №43.
1992 22 марта - открытие участка линии по ул. Горького от проспекта Победы до ЧЭМК. В связи с этим - открытие маршрутов №4 - "Вокзал – ул. Цвиллинга – ул. Кирова – пр. Победы – ЧЭМК" и №5 - "Вокзал – ул. Цвиллинга – ул. Труда – ул. Горького – ЧЭМК".
1994 Пущена тяговая подстанция №44 для питания сети трамвая у Базы оборудования.
1 декабря – открытие кольцевых маршрутов №1 – «КБС – ул. К.Маркса – пр. Победы – ул. Горького – КБС» и №2 – «КБС – ул. Горького – пр. Победы – ул.К.Маркса - КБС».
1995 Весь электротранспорт Челябинска полностью радиофицирован. Радиостанции «КОРК» установлены на 403 единицах подвижного состава. Ещё 15 радиостанций установлены на диспетчерских пунктах.
Февраль – закрытие маршрута №13.
1997 Январь - 30 лет трамвайному депо №2. Депо эксплуатирует более 180 трамваев, ежедневно обслуживающее более 100 тысяч пассажиров. Депо обслуживает 6 пассажирских маршрутов, почти все они имеют большую протяженность и очень напряженны по пассажиропотокам.Численность коллектива депо – более 1000 человек.
10 марта - открытие маршрута № 20 - «Медгородок – Кислородный завод».
2000 6 марта – открытие 21 маршрута – «ЧЭМК – ЧМК».
2002 29 мая - открытие 22 маршрута - "Вокзал - ул. Цвиллинга - ул. Кирова - Кислородный завод".
18 ноября - продление на 600 м. трамвайной линии по ул. Степана Разина от железнодорожного вокзала до Завода им. Колющенко с открытием одноименной конечной станции.
2003 Открытие кольцевого маршрута № 22 – "Завод им. Колющенко – ул. Цвиллинга – ул. Кирова – пр. Победы – ул. Российская – ул. К. Маркса – ул. Цвиллинга – Завод им. Колющенко".
Открытие кольцевого маршрута № 23 - "Завод им. Колющенко – ул. Цвиллинга – ул. К. Маркса – ул. Российская – пр. Победы – ул. Кирова – ул. Цвиллинга – Завод им. Колющенко".
Открытие маршрута №10 – "Першино – ЦХП".
2007 10 февраля – закрытие движения по ул. Кирова в связи с реконструкцией моста через реку Миасс. Отменены маршруты №1, 2, 4, 11, 20.
2 марта - по окончании строительства временного трамвайного кольца напротив кинотеатра «Родина» организовано движение трамваев: №2 «КБС- к/т «Родина» по ул.Горького - пр.Победы – ул. Кирова; №4 «ЧЭМК- к/т «Родина» по пр. Победы; №22 «Чичерина - к/т «Родина» по ул.Чичерина - пр. Победы - ул. Кирова; №13 «ЧМК- к/т «Родина» по пр. Победы- ул. Каслинской - Свердловскому тр. и далее по маршруту №3.
06 ноября - открытие движения по ул. Кирова
2008 8 декабря - открытие маршрута №22 – «ЧТЗ – Чичерина».
2009 25 января - открытие маршрута выходного дня №13 - "ул. Чистопольская - пос. Першино". Путь следования - ул. Новороссийская, ул. Машиностроителей, ул. Дзержинского, ул. Гагарина, ул. Рождественского, пр. Ленина, ул. Горького, ул. 1-ой Пятилетки, ул. Труда, ул. Российская, ул. К. Маркса, ул. Цвиллинга, ул. Кирова, пр. Победы, ул. Каслинская, Свердловский тракт, ул. Черкасская. Маршрут обслуживался трамваями депо №1.
1 апреля - продление работы трамваев маршрута №20 до 22.00.
10 августа - изменение трассы движения маршрута № 22. Новая трасса - "ул. Чичерина - ул. Чистопольская". Путь следования - пр. Победы, ул. Кирова, ул. Труда, ул. Цвиллинга, ул. Карла Маркса, ул. Российская, ул. Первой Пятилетки, ул. Горького, проспект Ленина, ул. Рождественского, ул. Гагарина, ул. Дзержинского, ул. Машиностроителей, ул. Новороссийская. Среднее время в пути: 1 час 24 минуты. Маршрут обслуживается трамваями депо №1 и 2.
В связи с изменением маршрута №22 закрываются маршруты № 4, 11, 12, 13.