Обзор. Школа № 119. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение
МУНИЦИПАЛЬНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБОАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЕМ В РАЗВИТИИ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА №119
Адрес: 454074, г. Челябинск, ул. Октябрьская, 30
Телефон: 772-95-98;
Директор: Малышева Светлана Борисовна. Имеет высшую квалификационную категорию
Год открытия школы - 1938. Вспомогательная школа №119 Тракторозаводского района города Челябинска была организована в июне 1991 года решением исполкома Тракторозаводского района города Челябинска как учреждение для обучения и воспитания умственно отсталых школьников.
Образовательный процесс имеет три программы:
образовательная программа и учебный план для детей с легкой и средней степенью умственной отсталости специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида (программа №1)
образовательная программа и учебный план для детей с умеренной (тяжелой) степенью умственной отсталости специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида (1-е отделение, 1-4 кл; программа №2)
образовательная программа и учебный план для детей с умеренной (тяжелой) степенью умственной отсталости специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида (2-е отделение, 5-6 кл; программа №3)
В 15 классах МСКОУ №119 осуществляют образовательный процесс 28 учителей, из них: 82% имеют высшую и первую квалификационные категории
один педагог - «Отличник просвещения РФ»
один педагог - кандидат биологических наук
Целями образовательной деятельности МСКОУ №119 являются:
обеспечение условий для должного усвоения учениками знаний, умений и навыков по общеобразовательным дисциплинам, необходимых в решении специальных задач по исправлению дефекта умственной отсталости
подготовка учащихся к трудовой деятельности
становление и формирование личности учащихся с целью полноценного включения в общественную жизнь
Задачи:
обеспечить уровень образования, адекватный возможностям и потребностям контингента обучающихся
обеспечить коррекционную и развивающую направленность образовательного процесса
создать условия для активной подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и труду
обеспечить психолого-педагогическую поддержку обучающихся и выпускников в их социальной адаптации и интеграции
Основные направления в работе МСКОУ №119:
обеспечение трудовой и профессиональной подготовки обучающихся
формирование навыков элементарного жизнеобеспечения
коррекция и компенсация грубых нарушений психофизического развития
сохранение физического и нравственного здоровья
развитие целеустремленности в профессиональной подготовке по выбранной профессии
Результаты деятельности:
Обучающиеся МСКОУ № 119 на протяжении ряда лет участвуют в смотре-конкурсе «Хрустальная капель», а с отдельными номерами «хор» выходит на заключительный районный тур «Вместе весело шагать».
Дети участвуют в выставках детского творчества «Город Мастеров», «Новогодняя фантазия», лучшие игрушки были помещены на городские и районные елки.
Коллективная работа учащихся «Мой город» из теста, была помещена в музей Прикладного искусства в 2000/2001 учебном году.
Рисунки учащихся «За здоровый образ жизни» 2001/2002 учебном году были взяты для участия в областной выставке «За здоровый образ жизни», а школа была награждена диплом «Уральской прессы», поделки учащихся 4-9 классов из природного материала признаны лучшими в районе «Лиса и журавль», «Мартышка и очки», «Колобок».
С 1999 года учащиеся школы принимают участие в играх по программе «Специальная олимпиада России». Апрель 2000г. - легкая атлетика:
1 место в беге на 50 метров; II место в метании мяча; II место в прыжках в длину;
III место в метании мяча; III место в беге на 50 метров; III место в беге на 200 метров.
Ноябрь 2000/2001 учебного года - Областные игры по баскетболу: III место - сборная команда мальчиков III место - сборная команда девочек. Май 2001г. - первенство области по футболу: III место - среди школ.
Декабрь 2003г. - областные соревнования по настольному теннису: III место; YIII место.
Январь 2004г. город Златоуст - лыжные гонки: II место на дистанции 1 км.; IY место; Y место.
Февраль 2004г. - первенство по конькобежному спорту: II место.
На протяжении многих лет школа успешно решала вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников и добилась многих положительных результатов. Доклад предлагается вниманию родителей (законных представителей) обучающихся, учредителей и общественности с целью информирования об особенностях школы, её традициях, успехах и проблемах, реальных достижениях и возможных перспективах развития.
Социальный запрос и возможности образовательного учреждения для его реализации
Социокультурное и социально-экономическое окружение ОУ имеет свою специфику. Школа расположена в Тракторозаводском районе г. Челябинска, социально-экономическим центром которого является Челябинский тракторный завод. Кроме того, в районе находятся другие хозяйствующие субъекты: рыбокоптильный завод, частные строительные фирмы, фирмы по изготовлению мебели и др.
В целях расширения образовательного пространства для учащихся школы (для проведения праздников, встреч, концертов, соревнований и других мероприятий) активно используется социокультурное пространство района: музей ЧТЗ, ДК ЧТЗ, ДК «Смена», ДДК «Ровесник», «Клуб мальчишек», Сад Победы, Детский парк.
На территории района расположены профессиональные училища № 64, № 112, № 5, в которых выпускники школы обучаются на мастеров отделочных строительных работ, мастеров столярно-плотничных работ, мастеров общестроительных работ, исполнителей художественно-оформительских работ.
МСКОУ №119 VIII вида - единственная в Тракторозаводском районе школа для детей с интеллектуальными нарушениями и одна из немногих в городе Челябинске реализующая образовательные программы для детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями на I и II ступенях обучения. Контроль состояния здоровья и учебных возможностей обучающихся в МСКОУ осуществляют районная ПМПК, детская поликлиника № 10, тубдиспансер № 2.
Состав обучающихся
Контингент обучающихся в СКОУ № 119 - это дети в возрасте от семи до двадцати одного года, имеющие нарушения интеллектуальной деятельности. В 2006-2007 учебном году было организовано классно-урочное обучение в 15 классах для 77 обучающихся (60,6%). Для детей со сложными дефектами и сопутствующими тяжёлыми заболеваниями (при ведущих интеллектуальных нарушениях) школа организует обучение на дому (50 чел - 39,4%).
МСКОУ № 119 имеет районное комплектование. Основная часть обучающихся - жители Тракторозаводского района (95,3%). При наличии мест принимаются учащиеся других районов. В 2006-2007 у.г. обучались дети из Ленинского района (4 чел), из Центрального района (1 чел), из Советского района (1 чел).
Примерно одна треть обучающихся имеют инвалидность, но основной контингент относится к третьей группе здоровья, что указывает на возможность и необходимость ведения ими после окончания школы трудовой (производственной) деятельности.
Модель качеств современного труженика представлена в педагогической литературе следующими основными параметрами: уверенность в себе, способность вносить новое, желание самосовершенствоваться, пополнять свои знания и навыки, желание работать для блага своего предприятия (общины), коммуникабельность, умение работать в группе.
Особенности психофизического развития и умственных способностей обучающихся и выпускников СКОУ VIII вида, несмотря на длительную коррекционную работу с ними, не могут соответствовать общим требованиям по всем параметрам. Так, способность создавать новое и самосовершенствоваться составляют ядро дефекта, и рассчитывать на развитие именно этих качеств у умственно отсталого школьника не приходится. Зато другие перечисленные качества за счёт компенсаторных процессов, за счёт актуализации воспитательной направленности образовательного процесса можно усилить и сформировать личность спокойную, доброжелательную, контактную, трудолюбивую, ответственную, старательную. Благодаря этим качествам выпускник может хорошо зарекомендовать на простых производствах, в исполнительской деятельности.
Таким образом, ближайшее социальное (профессиональные училища, производства) и семейное окружение может составить баланс с возможностями выпускников СКОУ VIII вида при условии организации целенаправленного образовательного процесса.
В последнее десятилетие в школе (как отражение общей ситуации) появились ученики с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями. Обучая и воспитывая таких детей, школа выполняет заказ семьи, родителей, считающих необходимостью реализовать конституционное право ребёнка на доступное образование. Это право поддерживается многими международными актами и проектами законодательных инициатив РФ.
Система коррекционно-компенсаторной работы
Миссия школы: создание условий развития, обучения, воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, обеспечивающих функциональную грамотность выпускников в основных сферах жизнедеятельности и возможность самостоятельного жизнепроживания.
Школа-интернат № 4
Местоположение: Центральный район. Адрес: 454048 г. Челябинск, ул. Худякова, 22. Телефон: 261-09-35, 261-00-16. Директор: Захаренко Анатолий Степанович ...
Школа-интернат № 10
Местоположение: Металлургический район. Адрес: 454031, г. Челябинск, ул. Жукова, 27. Директор: Шаповалова Алина Венедиктовна...
Школа-интернат № 11
Местоположение: Калининский район. Адрес: 454074, г.Челябинск, ул. Героев Танкограда,21. Телефон: 772-15-29, 774-17-32. Директор: Войниленко Наталия Васильевна, руководитель высшей квалификационной категории
...
Школа-интернат № 12
Местоположение: Советский район. Адрес: 454092, г. Челябинск, Красная, 113. Телефон: (351) 2374446. Директор: Чемоданов Владимир Алексеевич, заслуженный учитель РФ
...